Автор: Шкирич А. Г. / 25.04.2016
Сочетание слов «восточные единоборства» давно и уверенно вошло в наш лексикон. При этом часто мы не задумываемся, что оно означает, какой смысл несет. Строго говоря, единоборство – это контактный поединок двух соперников, в котором они борются друг против друга по заранее оговоренным правилам. Под это определение подпадает большое количество видов спорта: бокс, тайский бокс, самбо, дзюдо, вольная, греко-римская борьба, карате, тхэквондо, ушу, ММА и пр. Таким образом, единоборства сегодня – это не боевые искусства, а спортивные дисциплины, в которые трансформировались традиционные боевые искусства в ходе своей эволюции.
Если практическими целями боевого искусства являются подготовка к ведению рукопашного боя, к сохранению собственной жизни и достижению победы над противником максимально эффективными методами и средствами, то задача тренировок в единоборствах – спортивная победа по спортивным правилам. Эти правила серьезно ограничивают возможность применения многих эффективных приемов рукопашного боя, которые продолжают свою жизнь в стенах школ боевых искусств и отрабатываются в обусловленных (заранее оговоренных) спаррингах.
С другой стороны, без вольного спарринга, поединка, который практикуется в спортивных единоборствах, невозможно выработать чувство дистанции, добиться психологической устойчивости, формирования навыков сильно и точно наносить удары по перемещающемуся противнику. Поэтому в Школе боевого искусства «Гайда» мы рекомендуем своим ученикам обе формы подготовки. Вольный спарринг служит для отработки «безопасных» приемов, а согласованный учебный бой помогает довести боевые техники (прежде всего болевые и удушающие, работу по болевым точкам и против оружия) до уровня практического применения.
Если сравнивать гайда с традиционными единоборствами и боевыми искусствами, то можно отметить, что белорусский стиль – это авторская система, вобравшая в себя многие идеи мировой сокровищницы боевых искусств и культурные традиции белорусского народа. В гайда эти бесценные знания получили творческое развитие, собственное прочтение и толкование, были систематизированы и методически проработаны для достижения трех целей: здоровье, самооборона и безопасность, гармоничное развитие свободной личности.
С боевым самбо и дзюдо гайда сближает использование подсечек, подножек, броска через бедро, болевых и удушающих приемов в партере. Также как и в этих единоборствах, в белорусском стиле принято прихватывать руки противника после блоков и парирований, переходя к захватам и броскам.
Из бокса взяты практически все основные удары – джебы, панчи, хуки, апперкоты, кроссы. Исключены защиты подставкой ладони, пересмотрены техники нырков и уклонов там, где они подставляют под удар коленом, локтем или голенью.
Некоторые броски и болевые приемы, присутствующие в айкидо и ушу циньна получили развитие в нашей белорусской системе, для которой характерно более короткое исполнение техник и их активное комбинирование в свободном бое.
Такие эффективные приемы как удары локтями, коленями лоу-кики и бэк-фисты из арсенала тайского бокса с успехом находят себе применение в гайда. Однако в нашей системе перечень ударов локтями и коленями заметно шире.
Как в ушу, в карате, и во вьетводао, в гайда практикуются формы – комплексы упражнений с оружием или без него, имитирующие бой с несколькими противниками. Наши формы («Белы ліст», «Раніца Макаўчука», «Подарунак сыну», «Як Тарас камароў ганяў», “Раніца Шылака”, “Выйшаў хлопец пагуляць” и мн. др.) - собственные, авторские. В них нет лишних движений и паттернов, смысл которых мы не можем объяснить. Они целенаправленно сконструированы для отработки приемов ведения рукопашного боя, повышения скорости, развития гибкости и укрепления здоровья.
Гайдоки, как и представители стиля кунг фу Вин Чун, любят «вязать» руки противника, выстраивая хитроумные комбинации из захватов, парирований и ударов, создавая «мосты» и расставляя «ловушки».
С филиппинскими боевыми искусствами гайда объединяет любовь к ножу и короткой палке. Длинный нож –«корт» и крепкая не очень толстая палка из молодого дубка или ясеня, «кий» - традиционное оружие «белорусских» крестьян еще со времен ВКЛ, поэтому в нашей системе ножевого боя присутствует целый ряд собственных, традиционных для Беларуси приемов и «фенечек», которые, впрочем, весьма неплохо уживаются с некоторыми элементами кали, японского танто-джитсу и китайского боя ножом. Работа с саблей, шашкой и полуторным мечом сочетает в гайда как европейскую традицию фехтования, так и элементы азиатского стиля с характерными для него «широкими» кругообразными движениями и фланкировкой.
Как и во многих восточных единоборствах, в гайда обучают искусству медитации и самостоятельной психорегуляции, навыкам коррекции состояния собственного здоровья с помощью дыхательных и психологических, по своей сути техник и упражнений. В гайда мы стараемся меньше концентрировать внимание на форме, мистике и не всегда близких нашему менталитету традициям (коврики из рисовой соломы, экзотические позы и диеты для достижения «просветления» и пр.). Мы стремимся переводить древние знания и достижения современной психологической науки на понятный нашим ученикам язык практического применения.
Это вообще свойственно для гайда: опираться на практику, здравый смысл, и делать непонятное – понятным для тех, кто готов работать над собственным развитием.
Андрей Шкирич (2016) для сайта https://samooborona.by/
Данная статья - объект авторского и смежных прав. Правообладателем является Шкирич Андрей Георгиевич. Использование настоящего материала без письменного разрешения правообладателя запрещено и будет преследоваться по закону.
http://text.ru/antiplagiat/571dda5215197
Перепечатка текста и фотографий samooborona.by запрещена без разрешения автора.