Школа боевого искусства "Гайда"- наше название

Автор: Шкирич А. Г. / 18.11.2015

Слово "гайда" - древнее, ему несколько тысяч лет. Оно пришло в современный белорусский язык из языка скифов, могучих воинов, империя которых достигла своего расцвета в 4-5 вв. н.э. при царе Скифии и Германии Аттиле. Земли этого государства простирались от территории Сибири до границ современной Венгрии. Империя Аттилы была полиэтническим государством, основу которого составляли народы гуннов и сарматов. Последних считали своими прямыми прародителями [белорусские] шляхтичи Великого Княжества Литовского, в культуре, в идеологии, в одежде и в любимом оружии - сабле которых, легко читаются традиции этих гордых воителей. Кстати, наше слово "шляхта" - тоже древнее, сарматское. Оно сохранилось также в современном немецком языке, где "shlaht" означает битва.

Сабля костюшковка - оружие наших предков

Слово "гайда" мне впервые встретилось в толковом словаре белорусского языка в конце 90-х годов. Оно означало "боевой клич древних белорусов". В древности не было белорусов. Их придумала российская императрица, чтобы как-то идеологически обосновать оккупацию земель ВКЛ. Были литвины и их элита - шляхта Великого Княжества Литовского, - наш исторический аналог японских самураев, которая составляла 20% населения страны. Именно словом "гайда", унаследованным от древних сарматов, шляхта созывала друзей на пир или в поход, с ним гнала неприятеля прочь из родной земли.

В языке скифов и сарматов "гаи да" буквально означало "иди сюда". Этим словом первоначально погоняли быков чтобы те не отбивались от стада. Сначала гнали быков, потом стали стали звать друзей чтобы те не отрывались от своего народа, его корней и интересов, были готовы все вместе гнать его врагов...

Как и у гуннов, сарматов, так и у народа ВКЛ ни одно серьезное событие в жизни не обходилось без заключения символического союза с окружающей их вселенной, с высшими силами. Это делалось с помощью музыки, исполняемой на священном музыкальном инструменте, который назывался "гайда". Наши предки верили в то, что звуки гайды очищают души людей и защищают их от бед и несчастий. Именно поэтому, гайдар со своей гайдой считался не просто музыкантом-дудочником, а святым человеком, который силой своей музыки способен делать то, что не под силу ни деньгам, ни армиям.

Януш Радзивил - яркий представитель шляхты ВКЛ

До сих пор в некоторых языках слово "гайдар" или "гейдар" означает "идущий впереди", "ведущий за собой", иными словами говоря,- лидер, знающий куда идти, и берущий на себя ответственность за тех, кто идет рядом с ним.

В стародавнем Великом Княжестве Литовском гайдар со своей гайдой шел и впереди войска, идущего на битву, и во главе сватов, следующих на поклон к родителям невесты, и рядом с гробом человека, отправляющегося в свой последний путь.

Тадеуш Костюшко с саблей-костюшковкой в руках

После подавления войсками А. Суворова национально-освободительного восстания под предводительством Т. Костюшко шляхте было запрещено носить слуцкие пояса и шляхетские сабли. Была запрещена и гайда - символ объединения сил и готовности к борьбе за свободу, символ связи со своими корнями и с духовными силами родной земли. Несмотря на террор и запреты, гайда - наша волынка, которая позже стала называться "дуда беларуская", выжила, дошла до наших дней и до сих пор храниться в некоторых краеведческих музеях Беларуси.

Дуда белорусская

В нашем детстве слово "гайда" ("айда" в "городском" произношении) вовсю использовалось нами, мальчишками и девчонками: "айда на рыбалку", "айда в киношку", "айда играть в "казаков-разбойников"). Так мы звали друг-друга заняться чем-нибудь хорошим, интересным, стоящим.

Так мы продолжаем звать друзей и единомышленников сегодня.

Г А Й Д А !

Перепечатка текста и фотографий samooborona.by запрещена без разрешения автора.